ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
С. Слав, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин
Традиционными фигурами, по поводу которых ведутся споры в уголовно-правовой науке, являются ли специальными субъектами должностных злоупотреблений врач, преподаватель, инженер, кассир, адвокат, продавец и некоторые другие. Данные лица относятся к служащим, должностными же они становятся, когда осуществляют специальные функции не только в государственном, но и общественном аппарате.
Должностные преступления могут быть совершены лишь теми лицами, которые выполняют специальные функции по характеру своей работы или занимаемой должности, т.е. должностными лицами. Таким образом, должностное злоупотребление совершается специальным субъектом, которым является — должностное лицо.
Особенная часть УК устанавливает норму конкретно для должностного лица, как обладающего дополнительными признаками, которыми данное лицо соответствующим образом наделено, определенными правами и обязанностями, и лишь при их нарушении (действием или бездействием) путем злоупотребления возможно совершение преступления. Эти признаки относятся к «специальным», а субъект должностного преступления будет называться «специальным субъектом», потому что только он наделен такими специфическими функциями по характеру своей работы или занимаемой должности, при злоупотреблении которых возможно наступление преступных последствий. Отсюда вывод — «лицо, не обладающее специальными полномочиями, нарушить их не может», для этого и необходимо занятие определенной должности, и наделение определенными специальными функциями данного должностного лица.
Таким образом, субъектом должностного преступления, совершенного путем злоупотребления должностными полномочиями по уголовному праву, может быть человек, совершивший умышленно действием или бездействием общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, если он достиг установленного возраста, вменяем, обладает специальными признаками должностного лица.
Из указанного определения следует, что это вид социальной деятельности, который состоит в выполнении служебных обязанностей (функций) лицами, занимающими по выборам или назначению постоянную или временную должность на предприятиях, в учреждениях, организациях и которая называется службой. Под должностью понимается официально установленный комплекс обязанностей и прав, определяющий место и роль служащею в органе, предприятии, учреждении, организации.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ 10.02.2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» обращает внимание судов на то, что в соответствии с примечанием к статье 285 УК РФ субъектом уголовного преступления — получения взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.
Выполнение перечисленных функций по специальном полномочию означает, что лицо исполняет определенны функции, возложенные на него законом, нормативны актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, либо правомочным на то органом ил должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово, либо совмещаться с основной работой (1).1
Из чего следует, что действия врачей и других медицинских работников, если в результате ненадлежащего выполнения ими профессиональных обязанностей по обслуживанию, диагностике, проведению операций, лечению больных наступила смерть или причинен серьёзный ущерб здоровью пациента, надлежит квалифицировать по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья.
Ну, а в тех случаях, когда врачи и другие медицинские работники выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а именно выдача листков нетрудоспособности, помещение больной в лечебное учреждение, установление инвалидности или изменение её группы и т.д., они выступают, как должностные лица, и действия их следует квалифицировать по статьям о должностных преступлениях.
Таким образом, я полагаю, что определение должностного лица с точки зрения уголовного права должно быть общим для всех отраслей права — «должностное лицо — это представитель власти либо наделенное властными, организационно-распорядительными или административно-распорядительными полномочиями.
Таким образом, происходит отличие должностного лица от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях, т.е. последние не наделяются полномочиями представителя власти.
Остается вопрос — а в чем же отличие должностного лица от служащего? Служащими являются только те лица, которые работают в государственных органах и общественных организациях, занимающие предусмотренные штатным расписанием должности по назначению, выборам или в ином установленном порядке. Они наделяются соответствующими уставными полномочиями, действуют по поручению и с разрешения государства в целях практического осуществления задач и функций, вытекающих из законодательных актов и уставных документов, получают плату за свой труд (2).2 Но при этом они не наделены функциями представителя власти либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
В основу данного мнения положено указание на ответственные функции и обязанности, осуществление которых служит критерием для отнесения того или иного работника к числу должностных лиц. Это функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, которые наделяют должностное лицо специальными правами и полномочиями, из чего следует, что должностное лицо является специальным субъектом должностного преступления.
При этом следует подчеркнуть, что заключение работником и администрацией договора о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей не может служить основанием для признания его должностным лицом.
Материальная ответственность — это юридическая обязанность рабочих и служащих возместить в установленном законом размере и порядке прямой действительный ущерб, причиненный предприятию, где они работают, их противоправными и виновными действиями или бездействием.
Только в тех случаях, когда специалисты и работники организации, предприятия, учреждения или иного государственного формирования, в процессе трудовой деятельности выполняют функции, входящие в круг обязанностей должностного лица, и они наделены в установленном порядке определенными правами и обязанностями, их следует признавать должностными лицами.
Например, начальник курсов подготовки продавцов на выносную торговлю, должен нести уголовную ответственность за выдачу за определенное вознаграждение удостоверений продавцов на выносную торговлю лицам, не проходившим названные курсы, по ст. 290 УК РФ «Получение взятки», как должностное лицо, умышленно совершившее должностное преступление».
Охранник мельницы, гражданин М., совершивший хищение муки, находящейся под навесом мельницы, не может нести ответственность за совершение должностного преступления. Данное лицо не было по своему положению наделено правами и полномочиями, предоставленными законом представителю власти или должностному лицу, хотя с ним и был заключен договор о материальной ответственности.
Врачи и другие медицинские работники в процессе трудовой деятельности могут выступать должностными лицами, когда выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, входящие в круг обязанностей должностного лица (выдача больничных листов, листков нетрудоспособности, помещение больного в лечебное учреждение, установление инвалидности или изменении ее группы, распоряжение материальными средствами и т.п.).
Должностное злоупотребление, допущенное данной категорией должностных лиц, подпадающее под признаки преступления, совершаемого в процессе трудовой деятельности, следует квалифицировать как совершение преступления со специальным субъектом. Действия преподавателей-членов приемной и экзаменационной комиссий высших, средних специальных учебных заведений, профессионально-технических и общеобразовательных школ, совершенные из корысти и иных низменных побуждений, надлежит квалифицировать как должностное преступление со специальным субъектом, поскольку они влекут возникновение определенных правовых последствий, которые могут выражаться: в умышленном, незаконном содействии абитуриентам при поступлении в учебное заведение; незаслуженная оценка знаний учащимся или абитуриентам; а также в случаях, когда преподаватели наряду с осуществлением профессиональных обязанностей, выполняли организационно-распорядительные функции (организация учебного процесса, производственной практики, поддержание дисциплины и т.п.).
При решении вопроса о признании функционального работника должностным лицом за основу необходимо брать характер выполняемых им функций в момент совершения преступления, четко различая должностные и профессионально-производственные обязанности. Такие действия названных специалистов, если причинен ущерб государственным или общественным интересам, следует квалифицировать как должностное преступление, совершенное специальным субъектом — «должностным лицом».
Действовавшее до настоящего времени законодательное определение должностного лица окончательно не разрешило все вопросы, возникающие в связи с установлением субъекта должностного преступления.
Во-первых, появилась масса новых должностей с новыми наименованиями, с ранее неизвестным содержанием (функциями).
Во-вторых, переход к многопартийной системе, президентской форме правления заставляет усомниться в приемлемости имеющегося определения должностного лица.
В-третьих, плюрализм форм собственности обусловил появление новой категории должностных лиц, занимающих должности в частных предприятиях.
Разделение обязанностей между государством в лице его аппарата управления и предпринимателями означает не только невмешательство государства в деятельность последних, но и, как это принято в большинстве государств, с развитыми рыночными отношениями, невмешательство предпринимателей в управление государством.
Я полагаю, что нельзя ставить в один ряд должностных лиц общественных органов с одной стороны и управленцев частных структур, с другой. Социальная сущность совершаемых ими деяний, даже похожих по объективным внешним признакам (злоупотребления, превышение служебных полномочий, служебный подлог) различна.
При злоупотреблениях должностными лицами, состоящими на государственной службе, совершаются посягательства против интересов публичной службы, нарушается нормальная деятельность аппаратов законодательной, исполнительной и судебной власти. Этим определяется особый правоохраняемый объект и необходимость выделения преступлений, совершаемых данной категорией должностных лиц, в самостоятельную главу УК.
На этой основе нельзя сравнивать характер функций, которые выполняют должностные лица предприятий государственной формы собственности, с аналогичными функциями, выполняемыми должностными лицами негосударственных структур.
Однако, чтобы действия, имеющие юридическое значение, явились основанием для признания того или иного лица должностным, их совершение должно быть, на наш взгляд, обусловлено, служебной необходимостью и вытекать из компетенции должностного лица, т.е. порождаться выполняемыми им обязанностями.
Для признания лица должностным (субъектом) не имеет значения, постоянно или временно выполняет оно возложенные на него обязанности, назначено или избрано, работает за плату или бесплатно. Оно становится таким с того времени, когда приобретает комплекс должностных прав и обязанностей.
Таковым моментом является назначение или выборы на данную должность, или получения специального полномочия на выполнение должностных обязанностей.
Назначение на должность производится приказом руководителя соответствующего учреждения. Права и обязанности должностное лицо приобретает и вступает в должность с момента ознакомления с приказом, актом или иным нормативным документом, подтверждающим выборы его на данную должность. В тех случаях, когда необходимо последующее утверждение назначения, лицо считается должностным с момента издания приказа о назначении на должность. Если же вышестоящий орган государства выразил несогласие с назначением, то лицо все-таки признается должностным, но лишь на период момента издания приказа о зачислении на работу до момента выражения несогласия. Лицо, временно выполняющее должностные обязанности (во время болезни должностного лица, или нахождения его в отпуске), признание должностным так же лишь в силу акта назначения. Одна из разновидностей назначения на определенную должность является акт перемещения с одной должности другую, в силу которого лицо, ранее не являвшееся должностным, может приобрести комплекс прав и обязанное должностного лица.
Должностным лицо считается до момента прекращение его трудовых отношений с государством, предприятие учреждением, организацией любой формы собственное Прекращаются они вследствие наступления определенных юридических фактов:
истечения срока должностных полномочий;
досрочный отзыв лица с выборной должности;
увольнение;
смерти;
сокращение должности;
ликвидация предприятия.
Одним из проблемных является вопрос о признании возможным субъектом должностного преступления лица, фактически исполняющего обязанности должностного лица, по специальному назначению.
Особенность этой разновидности субъектов состоит в том, что для выполнения этих функций:
во-первых, не требуется замещение должности;
во-вторых, нужны специальные полномочия, имеющие юридическую силу, (закон, приказ, положение, доверенность), регламентирующие круг специальных полномочий;
в-третьих, специальные полномочия, как правило, носят разовый или краткосрочный характер.
К числу лиц, наделенных такими полномочиями, к примеру, относятся присяжные заседатели, уполномоченные государственными органами контролеры, ревизоры.
При определенных условиях специальные полномочия могут быть представлены двумя категориями лиц.
Во-первых, лица, получающие специальные полномочия на выполнение организационно-распорядительных административно-хозяйственных обязанностей в связи основной занимаемой ими должностью, которая сама по себе не позволяет признать лицо должностным.
Во-вторых, лица, получающие специальные полномочия не в связи с основной занимаемой ими должности. Ими могут быть лица, не состоящие в данное время ни кем в трудовых отношениях (пенсионер).
Однако эти лица признаются должностными лиц при определенных условиях. Первое и главное условие касается характера специальных полномочий; они должны быть предоставлены лишь для выполнения функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей. Предоставление лицу специальных полномочий группой лиц, не образующих общественную организацию, не дает основания рассматривать данное лицо как должностное.
Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом должностного злоупотребления при условии, если указанные обязанности пли полномочия возложены на должностное лицо в установленном законом порядке. Отсутствие признаков специального субъекта, предусмотренных должностным злоупотреблением, исключает уголовную ответственность за это преступление даже при наличии общих признаков субъекта. В одних случаях это означает отсутствие преступления вообще, в других — ответственность наступает по другим нормам (3).3
Подытоживая изложенное, можно предложить следующее определение: «Субъектом должностного злоупотребления является лицо, постоянно, временно, либо по специальному полномочию наделенное в соответствующем порядке правами и обязанностями, осуществляющее функции представителя власти, выполняющего информационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах ПМР, других воинских формированиях государства».
1.См.: Бюллетень Верховного Суда РФ 2000. №4.
2.См. Советское административное право Под ред. Профес. А .П. Коренева М ,1986 С.50.
3. См.:Кузнецова Н.Ф. и Тяжкова И.М.. Указанная работа. Глав- IX. С 285.